Размер шрифта

Цвет сайта

Сброс настроек
×
    Адрес
    123060, г. Москва, ул. Маршала
    Бирюзова, д. 39, м. Октябрьское Поле
    Email
    cmp@zdrav.mos.ru
    Справочная информация и запись на прием
    8 (499) 194-04-02
    8 (499) 194-04-20
    8 (916) 741-51-71
    Отделение платных услуг
  1. О нас
    1. Общая информация
    2. История создания
    3. Структура Центра
    4. Администрация
    5. Сотрудники
    6. Молодежный совет
      1. О Молодёжном совете
      2. Деятельность Молодежного совета
    7. Документы
    8. Полезные ссылки
    9. Вакансии
    10. Отзывы
  2. Специалистам
    1. Вакцинопрофилактика
      1. О работе направления
      2. Документы
      3. Отделения планирования, контроля и обеспечения ИЛП ГБУЗ "ЦМП ДЗМ"
      4. Методические материалы
    2. Профилактика ХНИЗ
      1. О работе направления
      2. Документы
      3. Главные специалисты по медицинской профилактике в административных округах г.Москвы
      4. Организация Школы профилактики инфарктов и инсультов
      5. Мероприятия по отказу от табака и никотина
      6. Организация диспансеризации взрослого населения и углубленной диспансеризации
      7. Организация диспансеризации детского населения
      8. Информационные материалы
    3. Оперативное управление профилактическими мероприятиями (через ЕМИАС)
  3. Населению
    1. Вакцинопрофилактика
      1. Национальный календарь прививок
      2. Региональный календарь прививок
      3. Инфекции, от которых можно защититься с помощью вакцинации
      4. Вирус папилломы человека (ВПЧ)
    2. Здоровый образ жизни
    3. Профилактические медицинские осмотры детей
    4. Профилактические медицинские осмотры взрослых
    5. Центры здоровья
      1. О Центре здоровья
      2. Обследования, которые проводятся в Центре здоровья
      3. Адреса Центров здоровья
    6. Информационные материалы
    7. Диспансеризация
    8. Врачи Москвы - ветеранам
    9. К 80-летию Победы
    10. Безопасность дорожного движения
  4. Пациентам
    1. О Центре
    2. Перечень документов для записи на прием
    3. Адреса и телефоны кабинетов иммунопрофилактики
    4. Расписание врачей
      1. Врачи-педиатры
      2. Врачи-специалисты
    5. Вакцинация детей и взрослых
    6. Рекомендации перед посещением медицинских специалистов
      1. Вакцинация
      2. Диагностические исследования
      3. Массаж
    7. Оценка работы справочно-информационного отдела
  5. Новости
  6. Платные услуги
    1. Об оказании платных услуг
    2. Специалисты
    3. Прайс-лист
    4. Путешественникам
    5. Семейная вакцинация
    6. Корпоративная вакцинация
    7. Налоговый вычет
  7. Контакты
  8. Блог
Eng
Адрес
123060, г. Москва, ул. Маршала
Бирюзова, д. 39, м. Октябрьское Поле
Email
cmp@zdrav.mos.ru
Справочная информация
и запись на прием
8 (499) 194-04-02
8 (499) 194-04-20
8 (916) 741-51-71
Отделение платных услуг
8 (985) 939-00-02

Сотрудники

Кабинеты иммунопрофилактики

Расписание приема врачей

Профилактические осмотры

Платные услуги Центра

Отзывы

Основные этапы психологического развития ребенка

Основные этапы психологического развития ребенка

1. Младенчество (до 1 года)
Период младенчества — это уникальный отрезок времени в жизни человечка, когда мир ощущается и воспринимается совсем иначе. С первых недель большую часть времени ребёнок проводит в состоянии полной зависимости от взрослых. Движения малыша кажутся беспорядочными и неконтролируемыми, ведь его взаимодействие с внешним миром пока ограничено.
Основная задача в этот период — освоить базовые способы взаимодействия с окружающим миром. У ребёнка происходит развитие моторной сферы, он учится распознавать и изучать различные предметы. Игрушки здесь играют важную роль: они помогают развивать органы чувств малыша, его двигательные навыки и способность различать форму, цвет, размер и пространственное расположение предметов. Поэтому родителям стоит уделить особое внимание выбору ярких и безопасных игрушек, чтобы стимулировать развитие органов чувств у малыша.
Речевое развитие в этот период обладает своими особенностями. Новорожденные пока не способны различать себя и других людей, их восприятие не нацелено на конкретные предметы или события, а сконцентрировано на переживаемых состояниях: голоде, боли, удовлетворении. Поэтому, когда малыш начинает произносить первые «слова», они могут звучать несколько странно для взрослого уха. Ребёнок пока ещё не способен понять их значение, ему важнее просто назвать предмет и указать на него. Здесь основной акцент делается на развитии произношения звуков и звуковых комбинаций, что является ключом к дальнейшему языковому развитию.

2. Раннее детство (1 - 3 года)
Между первым и третьим годом жизни дети переживают изменения, которые существенно влияют на их развитие. Прежде всего, они начинают быстро осваивать речь, становятся физически активными, пробуют себя в моторике, активно исследуя окружающий мир.
Основным видом деятельности на данном этапе является взаимодействие с предметами. Взрослый при этом выступает в роли образца для подражания. Дети изучают предметы и учатся работать с ними, подражая взрослым, что помогает им понять принципы взаимодействия общества с предметами.
Игры с взрослыми, где ребёнку предлагается воспроизвести действия со всякого рода предметами и игрушками, играют здесь ключевую роль. В процессе такой деятельности дети открывают для себя главное — каждый предмет имеет определенное назначение, которое влияет на способ его использования.
Более того, сравнивая собственные действия с действиями взрослых, дети начинают видеть себя со стороны. Это позволяет им стать более осознанными субъектами своей деятельности и способствует формированию самосознания. В это время происходит важный переход в развитии личности ребёнка, связанный с началом формирования идеи о личностном «Я».
К трем годам ребёнок начинает активно осваивать грамматическую структуру речи, что сопровождается расширением словарного запаса и развитием способности анализировать звуки и находить связи между словами. Именно в этот период начинает формироваться самостоятельность ребёнка, развивается его самооценка и самоуважение.

3. Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет)
В трехлетнем возрасте дети сталкиваются с первым кризисом развития, который проявляется в стремлении быть независимыми и достойными оценки окружающих. В это время они все больше общаются с взрослыми, используя развитые навыки речи и передвижения. Они начинают понимать, что действия взрослых обусловлены не только умениями, но и определенными целями.
Ребёнок в этом возрасте активно участвует в игровой деятельности, через которую происходит моделирование мира взрослых и освоение принципов его функционирования. Это способствует развитию абстрактного мышления и знаково-символической деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок учится понимать свои эмоции и оценивать события. Так он формирует своё личное отношение к окружающему миру и развивает чувственное восприятие. Этот период характеризуется переходом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а также нравственным развитием: от безоговорочного принятия культурных и нравственных норм к осознанному их восприятию.
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте идет стремительными темпами. К четырём годам дети активно используют сложные предложения и грамматические структуры, а к пяти годам они уже могут понимать тексты, пересказывать сказки и объяснять свои ответы на вопросы. Здесь важно обеспечивать систематическую работу по развитию речи.
В дошкольном возрасте начинает формироваться логическое мышление. Дети учатся сравнивать и сопоставлять предметы по различным характеристикам, обобщать признаки и группировать предметы. Этот процесс способствует глубокому пониманию и анализу действительности, что важно для дальнейшего обучения.

4. Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)
Научившись быть более самостоятельными и независимыми, в период от пяти до семи лет дети активно готовятся к школьному обучению. Этот этап жизни отмечен значительным прогрессом в понимании окружающего мира, а также принятием на себя ответственности за свою собственную жизнь.
Старший дошкольный возраст — это время, когда у детей расширяются знания и умения, и они начинают делать глубокие выводы и проводить простейшие научные эксперименты. Они начинают понимать взаимосвязь между объектами и принципами.
Основная задача родителей в этот период — подготовить ребёнка к школе, фокусируясь не только на развитии речи, памяти, логики и навыков чтения и математики, но также на освоении полезных навыков и привычек, таких как чистоплотность, опрятность и умение вести себя в обществе.
Взаимодействие с другими детьми в этом возрасте играет важную роль в развитии речи и общения. К этому времени дети узнают около 5-6 тысяч слов, большинство из которых они используют в повседневной жизни. Весьма важно в этот период научить их использовать в речи и абстрактные понятия.
Подготовка к школе требует развития слуха и памяти, умения отвечать на вопросы, обосновывать свои мысли и приводить примеры. Этот период может быть трудным, но с нашей поддержкой он может быть успешно преодолен.
Возрастные кризисы, включая семилетний возраст, часто сопровождаются капризами и эмоциональной нестабильностью, которые могут вызвать страхи, влияющие на здоровье ребёнка. Здесь родители должны быть особенно внимательны ко сну и поведению ребёнка, и, если заметили проблему, обратиться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 -11 лет)
Переход из детства в школьные годы — это важный момент в жизни каждого ребёнка. Даже если ваш ребёнок привык к дисциплине и регулярной учебе в дошкольном возрасте, школьное образование внесет фундаментальные изменения в его жизнь. Это момент, когда он впервые сталкивается с авторитетами вне семьи и учится справляться с более сложными социальными ситуациями.
В школе ребёнок встречает новые лица, которые имеют власть над ним, равную той, что и у родителей. Учитель становится новым авторитетом для него. Ребёнок начинает осознавать социальные нормы и требования, которые имеют значение за пределами семейного круга.
Важным аспектом школьной жизни является оценка. Взаимоотношения со сверстниками также становятся более сложными: они уже не только об отдельных предпочтениях ребёнка, но и о взаимодействии в группе.
Учебная деятельность становится центральным фокусом в жизни ребёнка. Он начинает оценивать свой прогресс, размышлять о своих успехах и неудачах. Этот новый уровень мышления позволяет ему развивать теоретические навыки и способность планировать свои действия.
В школе ребёнок начинает более осознанно использовать свои умственные способности. Его интеллект становится ключевым фактором, помогающим контролировать действия и процессы. Память становится активным инструментом для обучения, а восприятие и внимание усиливаются. Волевые процессы продолжают активно развиваться.

6. Подростковый возраст (11 - 15 лет)
Переходный период, известный как подростковый возраст, является важным временем для психического развития. В этот период подростки часто ощущают себя между взрослыми и детьми, что приводит к конфликтам и стремлению нарушить установленные границы. В то же время они начинают строить свою систему ценностей и планировать своё будущее. Как же родители могут помочь им в этом сложном процессе?
Во-первых, важно осознать, что подростки стремятся к независимости и уже не считают себя детьми. Они хотят быть взрослыми и принимать собственные решения. Родители могут воспользоваться этим желанием и поддержать их стремление к самостоятельности.
Кроме того, подростковый возраст — это время, когда дети начинают формировать своё мировоззрение и строить свою будущую жизнь. Родители могут сыграть в этом важную роль и помочь им поставить цели и найти мотивацию. Это поможет подросткам стать целеустремленными и гармоничными в своём развитии, а не оказаться в постоянной борьбе с окружающими.
Одно из ключевых изменений в подростковом возрасте — это осознание себя как части общества и более глубокое понимание других людей. Подростки начинают искать своё место в обществе и осознают свою значимость. Поэтому важно развивать у них нравственные ценности, которые будут влиять на их потребности и стремления.
В этот период подростки все ещё находятся в привычной для себя среде (семья, школа, сверстники), но начинают воспринимать ее по-новому, общение со сверстниками становится приоритетной деятельностью. Подростки начинают исследовать свои возможности самопознания и самоопределения.
Родители играют важную роль в формировании личности подростка, но одновременно он сам определяет своё место в обществе, строит свои планы на будущее и развивает своё мировоззрение. Поэтому важно помочь ему в этом процессе и создать условия для гармоничного развития.

Мы рассмотрели ключевые этапы развития ребёнка, начиная с младенчества и заканчивая подростковым возрастом. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и препятствия, с которыми ребёнок сталкивается по мере своего роста и развития.

Врач-невролог высшей категории, Фомина Светлана Эдуардовна

03.06.2025